Английский язык
Астрономия
Биология
Информатика
Математика
ОБЖ
Психология
Русский язык и литература
Физика
Физическая культура

Формирование функциональной грамотности

ГАОУ «Медицинский Сеченовский предуниверсарий Брянской области»


«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

(Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)

Функциональная грамотность – это способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Ранее школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. На сегодняшний день возросла необходимость в изменении концепции обучения. Сегодня нужно отрегулировать не только личностные, предметные и метапредметные компетенции, а сформировать целостную, самодостаточную фигуру, способную интегрировать знания, полученные в результате обучения и всего жизненного опыта при решении любых задач. Поэтому в школах на этапах начального и общего образования обязательно внедрена модель обучения, включающая формирование функциональной грамотности.

Обучающиеся предуниверсария – это, в большей части, будущие студенты медицинских образовательных учреждений высшей школы, а позже – лица, чьи решения станут главными в судьбах многих людей, врачи, в чьих руках окажутся жизни. А, порой, ответственность крайне велика и принять решение будет сложно. Предуниверсарий Брянской области в качестве апробации внедряет элементы данной модели обучения через составление учителями химии и биологии заданий на формирование функциональной грамотности, и последующее решение таких заданий с обучающимися на уроках химии и биологии.

Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от предметных заданий. Они включают в себя следующие составляющие:

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции.

Такой опыт поможет обучающимся усилить желаемый эффект от обучения в медицинском предуниверсарии, а учителям – отойти от натаскивания детей по предмету и развивать творческие начала у них и самим развиваться творчески.

Для апробации модели используются следующие ресурсы:

  1. Электронный банк заданий на портале https://fg.resh.edu.ru

  2. Методические рекомендации для детей и родителей file:///C:/Users/user/Downloads/Chto-znachit-Byt-gramotnym-metodicheskie-rekomendacii-dlya-detey-i-roditeley.pdf

  3. Инструкция по использованию банка заданий РЭШ file:///C:/Users/user/Downloads/Elektronnyy-bank-zadaniy-dlya-ocenki-funkcionalnoy-gramotnosti.pdf

  4. Банк заданий Института стратегии развития образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

  5. Банк заданий «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/